![]() | ![]() | ![]() ![]() |
![]() | ![]() |
| ![]() |
![]() | ![]() | ||||||
смотри и слушайСмотри: Слушай: ![]() ИЗБРАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ APHEX TWIN, AUTECHRE, BAD SECTOR, JOHN CAGE, CARIBOU, PETER CHRISTOPHERSON, COH, COIL, CORNELIUS, CTM 2018 TURMOIL, CURVE, CUT COPY, DAT POLITICS, DE FABRIEK, DEADУШКИ, EINSTURZENDE NEUBAUTEN, ESKMO, FAUST, FLOW FESTIVAL, FOUR TET, FUCK BUTTONS, GAMMA FESTIVAL, GUS GUS, MATTHEW HERBERT, HOLDEN, RYOJI IKEDA, NICOLAS JAAR, JAGA JAZZIST, JESU, KITSUNE MAISON, KK NULL, KODE9 & THE SPACEAPE, KRAFTWERK, LAIBACH, LALI PUNA, LES JOYAUX DE LA PRINCESSE, DAVID LYNCH, MASSIVE ATTACK, MATMOS, MEGO, MERZBOW, MESAK, MESSER CHUPS, MINISTRY, MODERAT, MOGWAI, MOON FAR AWAY, MORITZ VON OSWALD TRIO, MOUSE ON MARS, MUM, MURCOF, NINE INCH NAILS, PAN SONIC, PANTHA DU PRINCE, PIGFACE, PLASTIKMAN, POP AMBIENT, RADIAN, STEVE REICH, TERRY RILEY, ROADBURN, JOHN ROBERTS, NICOLAS ROEG, ARNOLD SCHOENBERG, GIL SCOTT-HERON, SKIF XXI, KARLHEINZ STOCKHAUSEN, TEST DEPT, THEODOR BASTARD, THEREMIN, TRENTEMOLLER, MIKA VAINIO, MARK VAN HOEN, WARP, АНАЛОГОВЫЕ СИНТЕЗАТОРЫ, ВИДЫ РЫБ, АНДРЕЙ ГОРОХОВ, МИНИМАЛИЗМ, МУЗЫКАЛЬНЫЙ АВАНГАРД, ЕВГЕНИЙ МУРЗИН, НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР, ОЛЕ ЛУКОЙЕ, ПОП-МУЗЫКА, АРВО ПЯРТ, РОССИЙСКИЕ ФЕСТИВАЛИ, РОССИЙСКИЙ ИНДАСТРИАЛ, ТЕАТР ЯДА, ЛЕВ ТЕРМЕН, АЛЬФРЕД ШНИТКЕ ![]() Fulldozer RecordsТЕАТР ЯДА - ЛУЧЕВЫЕ МАШИНЫ (CD) - ДАТА РЕЛИЗА: 23.02.2022 ![]() | ![]() | РОССИЙСКИЙ ИНДАСТРИАЛТочное описание такого противоречивого явления, как индастриал, прячется под спудом музыковедческих и культурологических спекуляций. Понимание проблемы осложняется тем, что изначально термин “индастриал” не использовался для обозначения конкретного стиля. Индастриал это, скорее, особый подход к музыкальному творчеству, своеобразная идеология звука. Надо сразу оговориться, что шумовая музыка зародилась еще в первой половине XX века, но само движение, как и термин "industrial music", возникло лишь в 70-х, а точнее, в 76-м, непосредственно после образования лейбла Industrial Records. В то время индастриал стал довольно естественным протестом против бесчеловечной цивилизации с ее повсеместным социально-политическим контролем. Индустриальная музыка пыталась разрушить застоявшиеся общественные и музыкальные традиции путем неожиданных и порой шокирующих методов. Десятилетия постмодерна заставили привыкнуть к тому, что творческое опровержение веками устоявшихся эстетических шаблонов может выражаться в самых разных, иногда в смешных и шокирующих, а иногда в утомительно монотонных формах. Противопоставляемое идеальному искусству, искусство реального и актуального выглядит (звучит) утилитарно и прагматично. Мир, порабощённый "summa technologiae" (C.Лем), отныне поёт сухим и низким голосом. Скрежет, лязг, грохот пресса и свист дрели, шелест приводных ремней и звон капель из маслопровода - всё то, что наполняет жизнь усталого горожанина, оказывается не менее значимым с метафизической и эстетической точек зрения, чем неземной Бах и несусветный Босх. В царстве торжествующего железа ласковая флейта звучит слишком легкомысленно и как-то чересчур музыкально. На язык индустриальной эстетики мелодия флейты переводится как "гудение бетономешалки". Эта музыка, вернее, антимузыка не может не шокировать и не подавлять. Стена непереносимого для человеческого слуха шума, среднечастотный гул и аналоговые искажения, производимые индустриальными коллективами на концертах, буквально выгоняли публику из зала. В качестве музыкальных инструментов использовались как экстравагантные дрели, пружины и отбойные молотки, так и вполне традиционные гитары. С предельной искренностью и самоотдачей канадские SKINNY PUPPY на концертах кромсали бензопилами манекены и трупы животных, немецкие EINSTURZENDE NEUBAUTEN попросту уничтожали сцену и всю музыкальную аппаратуру. Попытки "преодоления музыкальных границ" порой доходили до подлинного безумия - например, случай с "биологической" барабанной установкой, "изобретенной" EINSTURZENDE NEUBAUTEN. Смысл ее заключался в том, что на спину Бликсы Баргельда (лидера EN) крепились чувствительные датчики, по которым его сотоварищи что было мочи молотили руками и ногами, - Баргельд хрипел и отбивался. Каков был в результате звук - остается только догадываться. Энциклопедический образец индастриала - лондонские THROBBING GRISTLE (TG). Их выступления представляли собой "кошмарные садистские шоу с чудовищным грохотом, гулом и лязгом в придачу". Лозунг, взятый на вооружение TG - "индустриальная музыка для индустриальных людей" (industrial music for industrial people), - стал визитной карточкой всего направления. "Для TG будущее было неотделимо от победившего тоталитаризма, от концлагерей, огромных индустриальных ландшафтов и насилия над человеком" (А.Горохов). Отсюда и увлечение группы геноцидом, пытками, войнами, черной магией и порнографией. Когда в начале 80-х TG в форме манифеста заявили о смерти созданного ими направления, индастриал, тем не менее, делал лишь первые шаги. В это время уже существовало несколько подобных TG команд - CABARET VOLTAIRE, SPK, TEST DEPT., NON и др. Но расцвет индустриального движения пришелся на середину 80-х - начало 90-х. Именно тогда свою активную деятельность начали такие коллективы и исполнители, как EINSTURZENDE NEUBAUTEN, :ZOVIET-FRANCE:, LUSTMORD, WHITEHOUSE, Z'EV и MERZBOW. Как справедливо, хотя и не без издевки, замечает видный музыкальный критик Андрей Горохов: "К середине 80-х злоба рассосалась, шум стал более легким и главное - более ритмичным..." Элитарная ориентация индустриальной музыки не помешала ей стать своеобразной питательной средой, инкубатором идей для массовой культуры. Танцевально-индустриальные SKINNY PUPPY и MINISTRY еще черпали вдохновение у нацистско-порнографических TG. В 90-е годы происходит сближение индастриала с коммерческим мэйнстримом. В наши дни композиции KMFDM и NINE INCH NAILS активно используются для озвучивания компьютерных "стрелялок", Бликса Баргельд (ЕN) поет задушевные баллады с Ником Кейвом, а помпезные симфонии LAIBACH звучат в телезаставках. Шумы и атональные приемы взяты на вооружение грандами поп-культуры (Bjork, RADIOHEAD, Britney Spears и проч.). * * * Истоки и прототипы российского индастриала следует искать в первой четверти 20-го века. Композиторы Ассоциации Современной музыки еще в 20-е годы создавали произведения, в которых использовался шум станков и скрежет приводных ремней. "В театрализованных агитпредставлениях Пролеткульта актеры яростно били огромными молотами в стальные листы, имитируя тяжелую поступь победившего пролетариата, гибель старого мира и наступление новой эры коммунизма" (А.Дмитриев). К числу наиболее ярких примеров протоиндастриала можно отнести знаменитый балет С.Прокофьева "Стальной скок", балет Д.Шостаковича "Болт", а также немыслимую по своим масштабам "Симфонию Гудков", которая исполнялась в Баку 7 ноября 1922 года. Ее создатель композитор Арсений Михайлович Авраамов (1886 - 1944) на протяжении нескольких часов дирижировал сиренами фабрик и входящих в порт судов. Энди Маккей (Andy Mackay) в своей книге "Электронная музыка" называет это одним из самых впечатляющих экспериментов с шумами и природными звуками за всю историю авангарда: "К сиренам городских фабрик присоединились сирены кораблей Каспийского флота, артиллерийская батарея, пулеметы и авиация". Вскоре под надзором узколобых чиновников советское искусство вошло в стадию "развитого соцреализма". Революционный концептуализм индастриала, казалось бы, почти идеально соответствовал основным требованиям сталинского стиля, однако именно советский период в истории отечественного индастриала в наименьшей степени интересен как для рядового слушателя, так и для заинтересованного аналитика. Развитие прогрессивной музыки в СССР шло своим, странным и тернистым, путём. С одной стороны запретный статус рок-музыки ограничивал пространство эксперимента, с другой - росла и крепла замечательная школа авангарда 70-х годов: Шнитке, Артемьев, Денисов, Губайдуллина. Можно сказать, что традиции Шнитке и Денисова, в некотором смысле, предопределили саму возможность существования индастриала в России. Исходной точкой развития русского индастриала в собственном смысле этого слова, наверное, можно считать середину 80-х. Индастриал этого периода был достаточно тесно связан с рок-музыкой и упомянутой традицией классического авангарда. Хотя до радикализма последующих шумовых проектов 90-х было ещё далеко, но смелость и глубина поиска пионеров русского индастриала безусловно достойны уважения. Это касается, в первую очередь, некоторых альбомов групп ЦЕНТР и НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ, которые по своему новаторству мало чем уступали работам английских экспериментаторов - PSYCHIC TV и CABARET VOLTAIRE. Нельзя не упомянуть Сергея Курехина и его проект ПОП-МЕХАНИКА. Сергей Курехин, наряду с элементами "конкретной музыки" и техно-минимализма, использовал в альбоме "Насекомая Культура" (1986) классический индустриальный прием - технику "cut up", создание звукового коллажа путем наслоения и вклейки различных звуковых фрагментов. По ощущениям эта запись оставляет, пожалуй, самое сильное впечатление из всех российских экспериментальных проектов 80-х. Не отставая от мировых индустриально-шумовых тенденций, на российской сцене появился Александр Лебедев-Фронтов - питерский шумовой композитор и художник. Почти одновременно с ЛИНИЕЙ МАСС, в 1984 году в городе Рига образовался коллектив ЗГА (ZGA) (в 1991 году коллектив перебрался в Санкт-Петербург). Отцами-основателями ЗГИ стали Николай Судник и Валерий Дудкин. Их увлечение допотопным хоум-тейпингом (home-taping) В отличие от большинства российских индастриал-коллективов 80-х, ЗГА существует до сих пор. За прошедшие годы музыка группы изменилась до неузнаваемости. Неутомимый Николай Судник вместе со своими единомышленниками успел поэкспериментировать с разнообразными звуковыми формами и концепциями - от шумового эмбиента до индустриального блюза с женским вокалом ("Полет Заразы", 1999). В 1993 году в Москве образовался индустриально-электронный дуэт ВИДЫ РЫБ (SPECIES OF FISHES). Их первый альбом "Songs Of A Dumb World" вышел на культовом голландском лейбле Staalplaat. Эксперименты этой группы связаны с самыми прогрессивными тенденциями в электронной музыке: от дарк-эмбиент до техно. Впоследствии их внимание окончательно сместилось в сторону экспериментально-электронного изи-листнинга. Единственное, что сейчас говорит об индустриальном прошлом коллектива, это альбом "Бессонница", записанный в период с 93 по 96 гг. Нечто похожее произошло и с F.R.U.I.T.S., ныне играющими минимал-техно. Группа была образована в начале 90-х Алексеем Борисовым (НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ) Такая постоянная модернизация звучания является типичным свойством индастриал-коллективов. Развитие экспериментальной и авангардной музыки протекает в прямой зависимости от эволюции технологий. Наблюдаемый в наши дни расцвет электронных ритмов, а также широко распространенное использование микротональных помех доказывают этот тезис. Индастриал - музыка технологий. Изменение производственного стиля ведёт за собой перемены в эстетике “Новой Музыки” - так в 20-е годы А.М.Авраамов дирижировал трубами фабрик, теперь же прогрессивные музыканты дирижируют хором крохотных чипов и микросхем. Интересно, что увлечение домашней звукозаписью и работой с бытовыми шумами не обошло стороной смежную эстетико-культурную нишу - рок. Так в России появилось нечто, что условно можно было бы назвать рок-индастриал - музыка, вобравшая в себя, помимо индустриального подхода, яркую энергетику рока. Первыми в этой области были проекты, связанные с именами Егора Летова и Кузи УО. К их числу можно отнести и ПРОМЫШЛЕННУЮ АРХИТЕКТУРУ (ПА), появившуюся в конце 80-х в городе Новосибирске. Свежее дыхание техноидного EBM с элементами техно-панка вызывает ассоциации с EN, FAD GADGET и дуэтом LEER-RENTA. Основу музыки ПА составили суховатые удары драм-машины и грязные гитары; тексты повествовали о разложении, усталости и смерти, что, надо отметить, совсем не оригинально для индастриала. Одна из самых сильных композиций группы ПА носит знаковое, жёстко-декларативное название "Индустриальный оргазм". Нервозность и апокалиптичность музыкальной атмосферы этой композиции пронимают буквально до дрожи. К сожалению, группа успела записать лишь один альбом "Любовь и Технология" (1988), на следующий год вместе со смертью лидера ПА Дмитрия Селиванова, экс-гитариста Г.О., ПУТТИ и КАЛИНОВА МОСТА, группа прекратила свое существование. ПА и другие перечисленные группы составляют первый эшелон русского индастриала. Во второй половине 90-х распространение индастриал-культуры в России приобрело стихийный характер. Этому способствовала отмеченная выше связь индустриальной эстетики с развитием высоких технологий. Компьютеры стремительно дешевели, а качество программ, созданных для записи и обработки звука, также стремительно росло. Дешевые драм-машины и сэмплеры придали индустриальной электронике оттенок массовости. Простой и демократичный хоум-тэйпинг с выходом технологии на новый уровень нашел новых адептов, талантливых и энергичных. В Санкт-Петербурге в 1991 году из распавшейся группы БУКВА О образовался хардкор-индастриал-проект НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР. Скоростные ритмы и необычные голосовые эффекты, виртуозное использование всех недостатков аппаратуры и дешевых инструментов сделали группу крайне популярной в клубной среде. В 1992 году, благодаря демо-кассете "Little Joys", НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР пригласили в тур по Германии. В том же году была записана виниловая пластинка "Сеньоры Краковяки" - один из немногих на сегодняшний день образцов индустриального периода творчества группы. Такого мозгодробительного и пугающего саунда, пожалуй, не было ни у одной из групп того времени. После тура по Германии группа, пережив пик популярности, неожиданно исчезла. Они появились снова уже в виде дуэта - Олег Гитаркин и Олег Костров. Новое лицо группы, прошедшей путь от хардкора, индастриала через кибер-панк к китч-попу, все мы с вами знаем - это электронный проект, пропагандирующий модное направление - пост-изи-листнинг. В Архангельске в начале 90-х появился один из самых загадочных и эзотерических шумовых проектов России со страшным названием ШЕСТЬ МЕРТВЫХ БОЛГАР. Это не единственный пример того, как бесспорно качественный и ценный индастриал-продукт не добрался до слушателя. Богатые на таланты 90-е годы, к сожалению, не знали той развитой инфраструктуры, возникшей в индастриал-тусовке буквально за последние два-три года. Примером невостребованности может служить группа СТУК БАМБУКА В XI ЧАСОВ, появившаяся в городе Ижевске в конце 80-х. Первый и единственный альбом коллектива "Легкое дело холод" (1991) современные критики отнесли к трип-хопу или мрачноватому эмбиенту. Кто бы мог подумать, что за несколько лет до знаменитого бристольского саунда где-то в российской глубинке молодые энтузиасты способны записать такой новаторский, тонко прочувствованный и необычный альбом. "Бамбуки" всегда играли музыку будущего, и вот, это будущее наступило! Аналоговые шумы и хруст заезженного винила стали необходимыми атрибутами модного саунда, теперь альбом звучит даже современнее, чем десять лет назад!", - пишет Андрей Борисов, шеф независимого лейбла Экзотика. В середине 90-х поиск новых звуковых форм вышел на новый качественный уровень. Приближение апогея в развитии современной индустриальной сцены в России связано с появлением таких групп, как питерские TOXIC WASTE, БЫЧИЙ ЦЕПЕНЬ, МОНУМЕНТ СТРАХА и московские TNT ART, СОБАКИ ТАБАКА, ТЕАТР ЯДА и CISFINITUM. Нельзя не упомянуть модный, вечно балансирующий на грани поп-музыки, китча и эксперимента коллектив под экзотическим названием DEADУШКИ. Выходцы из АВИА и СТРАННЫХ ИГР, Виктор Сологуб и Алексей Рахов, в каком-то смысле, действительно являются “deadушками” музыкального авангарда России. Их новое видение музыки и передовых тенденций нашло свое воплощение в первом и самом ярком на сегодняшний день альбоме проекта "Искусство каменных статуй", вобравшем в себя элементы индустриальной музыки, джаза, электро-попа, брейк-бита и гитарного рока. В 1997 в Москве возник довольно необычный и самобытный московский проект CISFINITUM. Его основателем и единственным участником стал студент Московской консерватории Евгений Вороновский. Будучи профессиональным скрипачом, Вороновский смело экспериментировал в таких областях, как dark ambient и noise. Глубокий подводный эмбиент CISFINITUM с жужжащими атональными мелодиями и индустриальными скрипами по праву снискал себе известность не только в российских, но и европейских музыкальных кругах. Неменьший интерес у истинного ценителя индастриала должны вызвать GRAND VINIOLLES - проект, первоначально принадлежащий к пост-готической формации. GRAND VINIOLLES используют все положительные стороны готического саунда, сочетая его с методикой ранних индустриальных групп. Основой неповторимого звучания коллектива стали драм-машина, металлическая перкуссия, бас и размытое искаженное звучание гитары. На концертах такой саунд воспринимается особенно остро, многие из слушателей, поддавшись на провокацию, начинают задумываться о бренности всего сущего и конечности бытия. Подобные настроения отмечаются и при прослушивании московских INQUISITORUM, но, в отличие от чересчур мелодичных и текстуально насыщенных GRAND VINIOLLES, они активно используют шоковую тактику, доводя свои антимузыкальные атональные приемы до предела человеческого восприятия. Три барабанщика (живые ударные, перкуссия и электронные барабаны), бас, два саксофона, голос и старые отечественные аналоговые синтезаторы превращают саунд группы в невообразимую смесь SPK, EINSTURZENDE NEUBAUTEN и NAKED CITY. Такую музыку следует рекомендовать нестандартным любителям джаза и апокалиптически озабоченным милитаристам - Третья мировая война будет звучать именно так. Впрочем, такую же рекомендацию можно присовокупить к рецензии на любой индустриальный проект. Мрачный взгляд на мир - это неотъемлемая часть индустриальной идеологии. В этой связи стоит упомянуть молодой дуэт КРОВЬ С МОЛОКОМ, работающий в направлении драм-н-нойз (не путать с драм-н-бэйсом, ритм-н-нойзом и т.д.). Оригинальные "сбитые" ритмы, полистилистичный саунд и ритуальный подтекст привели к тому, что практически никто не в состоянии определить стиль группы. С 1993 ведёт свою историю и БЫЧИЙ ЦЕПЕНЬ - группа TaMtAmовской генерации. Они выступали на одной сцене с НОЖОМ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР и МОНУМЕНТОМ СТРАХА. Последним это никак не помогло, а вот "Цепни", игравшие тогда незамысловатый грайндкор с индустриальными элементами, быстро смекнули "что к чему" и, начиная с 98-го года, трансформировались в кибернетический дуэт SOKOLOFF BROTHERS. Такая мутация пошла коллективу на пользу - в их звучании стало больше электроники, сэмплированных звуков и революционных текстов. Не так давно группа приняла участие в сборнике “Industrialизация”, выпущенном продюсерским центром Лаборатория звука. Конечно, карта российского индастриала отнюдь не ограничивается вышеперечисленными именами. Существует множество групп, которые внесли свой вклад в развитие российской индустриальной культуры. В Перми отшумели ПЕЛИКАН ПРИНЯЛ ЛЮМИНАЛ (PLKN PRNL LMNL). В Новосибирске где-то с середины 90-х гремят NUCLEAR LOSЬ (перкуссионный индастриал), а в Брянске на положении "вечных подпольщиков" существуют индустриально-шумовые NOISE SMETANA и TCF. В Нижнем Новгороде повышенной активностью отличаются NHL и АРЗАМАС 16. В Мурманске вся продвинутая электронная тусовка вращается вокруг Bacterium Studio - индустриального проекта БАКТЕРИИ (ныне MOMBUS). В Ростове (Саратове) с 1995 года пропагандой индустриальной музыки занимаются МОРЕ СПОКОЙСТВИЯ (ambient) и проект Дмитрия Толмацкого DMT, отличающийся жестко звучащим ритм-н-нойзом. Благодаря журналу "Результаты" более чем известна архангельская индустриально-шумовая музыка: ПРИПАДОК, ШЕСТЬ МЕРТВЫХ БОЛГАР, ОГНИ ТУНДРЫ, ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ ТЕЛА и т.д. Благодаря этому же журналу можно было почерпнуть информацию о независимой музыке практически всего Северо-Запада: Калининград - STIRLITZ, LOS CHICATILOS, МЕМБРАНОИДЫ, Петрозаводск - ADD, Краснодар - очень интересный проект FAR FROM MIND. А вот Ижевск стоит выделить отдельно. В этом городе сложилась, в некотором смысле, исключительная ситуация. Город кишмя кишит различными электронными проектами: РЯБА МУТАНТ, RHODESIA, АРХЕОПТЕРИКС, САМЦЫ ДРОНТА, BOOROONDOOK QUARTET. Орёл прославлен группой РАСТВОР 666, а в городе Карабаново (Владимирская обл.) действует целое творческое объединение THE MANURE. По своему значительный вклад в общее индустриальное дело внесли проекты: в городе Мураши (Кировская обл.) - HOLOCODER, в городе Реутов (Московская обл.) - REUTOFF и их проект DAS REUT, по праву занявшие одно из ведущих мест на московской индустриальной сцене, а в городе Волгодонск (Ростовская обл.) - плодовитый индустриальщик Алексей Малородов (ALEX M.OVER). С недавних пор многое из русского индастриала стало известным и на Западе. Выпущенные американским независимым лейблом Invisible Records русские кавер-версии композиций американской группы PIGFACE ("From Russia With Love - A Russian Tribute To Pigface") до сих пор удерживаются в рейтингах независимых радиостанций. Одни из лучших каверов сделали Нижегородские индастриал-банды NHL и АРЗАМАС 16. Помимо них, свою посильную "дань" PIGFACE отдали SPIES BOYS, BOXHEAD и DAS REUT из Москвы, КРОВЬ С МОЛОКОМ, КОКТЕЙЛЬ БРОМПТОНА, PORCH NAP и ДЕТИ СОЛНЦА with THEODOR BASTARD из Санкт-Петербурга, а также TOMATOES и DER PRINTER. Конечно, это лишь верхушка айсберга... В одном шаге от индустриальных, но мелодичных АРЗАМАС 16 гармония тонет в хаосе кромешной тьмы - САМКА, КОКТЕЙЛЬ БРОМПТОНА, BARDOSENETICCUBE. Лучик света от индустриально-электронного ЖЕЛЕЗНОГО КЛЫКА и готически-декадентских CYCLOFILLYDEA - и опять все срывается в колодец бреда и беснующихся галлюцинаций - SPIES BOYS, SAD SNA, NO MIND'S SHELTER... Техногенные депрессии и беспробудный пессимизм мертвых человечков (в качестве фонового рисунка можно взять дымящийся Чернобыль). Здесь не заканчивается музыка, просто меняется ее восприятие... * * * Говоря об индустриальной культуре, нельзя не упомянуть одну из ее основных составляющих - принцип "организационной автономии", что на деле означает - создание полностью независимого лэйбла и собственной дистрибьюторской сети. Это не догма, это элементарное условие выживания экспериментальной музыки в хищническом мире шоу-бизнеса. Только благодаря такой четкой и отлаженной инфраструктуре многие поклонники нестандартной музыки, да и сами музыканты могут общаться, обмениваться информацией, получать сведения о концертах и выпускать собственные записи. Пожалуй, одним из первых вестников "российского индустриального бума" был блеклый журнальчик "Экзотика", который еще в 1990 году начал выпускать Андрей Борисов, в Архангельске появились "Результаты". В Минске стала выходить пресловутая "Музыкальная газета", а в Москве по сей день существует исключительный по своему содержанию журнал "Независимая Электронная Музыка", издаваемый энтузиастом-издателем Дмитрием Васильевым. Он общается и дружит со многими ведущими
индустриальными проектами Италии, Германии, Франции и США. В 1999 году как продолжение "Музыкальной Газеты" появился довольно интересный минский журнал "Клёк 2", потом - "Стигмата". В Санкт-Петербурге выходит журнал "БульDozer", полностью посвященный экспериментальной электронной музыке. Из российских самиздат-лейблов наибольшей известностью пользуются SOI Tapes, IVB, NN, Свободный Полет, N&B Research Digest. Понятно, что в создании собственного лейбла и выпуске самиздатовского журнала нет ничего нового. Однако важность подобной деятельности, заключается в том, что эти субкультурные образования сосредотачивают вокруг себя новых артистов и становятся аккумуляторами новых идей. Музыкальный авангард есть всегда, его герои уходят, превращаясь в классиков, умирая от наркотиков. Им на смену приходит новое поколение, но оно совсем другое. Ведь та эпоха, которая казалась футуристам фантастической сказкой, теперь - скучная реальность. Романтика индустриальных цехов и пафос рабочих районов уступили место высоким технологиям, точности математических расчетов и стерильной чистоте компьютерных лабораторий. Этой новой эпохе соответствует новая музыка. Музыка звуковых помех, полиритмика - скачки цифр в недрах процессора... На свет появились такие направления, как микроволна (glitch, cliсks'n'cuts) и power electronics. Задачей данной статьи было приоткрыть занавес российской индустриальной сцены. Да, она действительно существует, и самое главное - не стоит на месте. Прислушайтесь к шуму за окном. Вас не оставляет равнодушным звук строительных работ или стук кровельного железа? Значит, вы тоже приблизились к пониманию индастриала. Это просто наш мир - шумный, агрессивный и бессмысленный. Автор благодарит за помощь в подготовке материала: Дмитрия Филиппова, Илью Козырева, Дмитрия Федоренко, Пузо, Андрея Турусинова, Дмитрия Васильева, Алексея Борисова, Григория Аврорина, Андрея Горохова и Дмитрия Толмацкого. В подготовке к даннной статьи были использованы материалы журналов: WIRE, РЕЗУЛЬТАТЫ, НЕЗАВИСИМАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА, БУЛЬDOZER, НОСОРОЖЬИ БОИ, а также статьи Аллы Митрофановой "Музыка как предмет нейрофизиологии", Андрея Дмитриева "Шум - голос богов" и книга Андрея Горохова "Музпросвет.ru". В сокращенном варианте статья опубликована в журнале FUZZ (2002, №3) под названием “Спешит в цеха рабочий люд“. © Александр Старостин, Fulldozer, 2002 Все альбомы Theodor Bastard на CD и виниле | ![]() | подписка на рассылку![]() афишаHAJIME KOJIRO (Япония-Россия), ALEXEI BORISOV & SIMONE LONGO (Италия-Россия), ХЛАДНА, LUNAR ABYSS DEUS ORGANUM, ADELHEID, ЧЕРНОБЫЛЬНИК. Длань IV. 29 января. Москва. ДОМ >> TVAŃ (Беларусь-Россия), REUTOFF, YUDOL, TACTILE DISORDER. Mrak Fest. RAZMOTCHIKI KATUSHEK. ЛИНДА, KITO JEMPERE BAND, PTU, SESTRICA, FLATY, NOCOW x ВЛАДИМИР ВАРНАВА, SYMBOL, LOVANDA, DIZZY DUTCH DUCK, ВСАДНИКИ ЖКХ, MAKSIMOVNA, QWQWQWQWA +++ Present Perfect Festival. 2-4 сентября. Санкт-Петербург >> БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ, ПАХОМ & БОРИСОВ, PTU, HOLY PALMS, WON JAMES WON, YUNG ACID, WULFFLUW XCIV, 8HZ, GOLDEN AXE, КОНСТАНТИН СУХАН, IDIORYTHMIK, DOLPHIN HOSPITAL, ТАЛА НИКИТИНА + ГРИГОРИЙ АВРОРИН, ФЕЛИКС МИРЕНСКИЙ, СВИНАЯ ГРУСТЬ +++ New New World Radio Night. 6 августа. Москва. Aglomerat >> ВАЛЕРИЙ АЛАХОВ (НОВЫЕ КОМПОЗИТОРЫ), THE SHAPKA, ИНТУРИСТ, VTGNIKE, НАКУЛЛА, PIPER SPRAY, IGOR MAXIMILIAN, ОРНИТОЛОГИЯ, MEDIKAMENTE, DISCOURS SYNTHETIQUE. Аудиопроекция. 6 августа. Москва. Mutabor >> YARGA SOUND SYSTEM. WELTSCHMERZ (Германия), PUSH'N'PULL (Беларусь), PAVEL DODONOV, IGOR STARSHINOV, SESTRICA, ALEX ZENDER, BIONOID, PRISHELETZ, PTZOID, GRIGORY GROMOV, TONOPTIK, SYMPHOCAT + ILONA BORODINA, SUB IMPERIUM, WETDREAMSEXCITER, DJs ABELLE, LENA POPOVA, NIKITA ZABELIN +++ Gamma Festival. 8-10 июля. Санкт-Петербург >> РУДОЛЬФ feat АЛЕКСЕЙ БОРИСОВ, ХЛАДНА, БОРИСОВ / ОРЛОВ-ДАВЫДОВСКИЙ, РАДОСТЬ, МАКСИМ ПОЗИН, PEANBO, SULTAN SETH, TACTILE DISORDER. Шум и Ярость. АЛЕКСЕЙ БОРИСОВ / SYMPHOCAT, ГРИГОРИЙ АВРОРИН / ТАЛА Г5-54 НИКИТИНА, ПАРОВОЙ ЧЕЛОВЕК, DOLPHIN HOSPITAL. AAKT: Ритуальный Нойз. 23 апреля. Санкт-Петербург. Музей звука >> ![]() рецензииTHE BODY. No One Deserves Happiness ![]() статьи и обзорыАНАЛОГОВЫЕ СИНТЕЗАТОРЫ: ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ "ИМПРОВИЗАЦИЯ ВСЕГДА БЫЛА ЧАСТЬЮ МОЕГО ТВОРЧЕСТВА" ПЕРЕСТУПИТЬ ЧЕРТУ (Интервью с Питером Кристоферсоном) ![]() Fulldozer DistributionTHEODOR BASTARD. VETVI - Theo Records, 2017 YAT-KHA. WE WILL NEVER DIE - Lollipoppe Shoppe (Германия), 2021 COIL. STOLEN & CONTAMINATED SONGS - Cold Spring (Великобритания), 2019 CISFINITUM. MONOCHROME - Zhelezobeton / Aquarellist / КультФронт, 2019 LISA GERRARD / MARCELLO DE FRANCISCI. DEPARTUM - Infinite Fog Productions, 2018 ZENI GEVA & STEVE ALBINI. MAXIMUM IMPLOSION - Cold Spring (Великобритания), 2018 MAEROR TRI. VENENUM / TIMELESS TRANSCENSION - Infinite Fog Productions, 2018 ZOS KIA. 23 - Infinite Fog Productions, 2017 ALLERSEELEN. DUNKELGRAUE LIEDER - Aorta / Indiestate Distribution (Австрия / Россия), 2017 НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ. ПОЛИУРЕТАН - Frozen Light, 2017 OLE LUKKOYE. DYATLY - Trail Records (США), 2015 MACHINEFABRIEK. DUBBELTJES - Zoharum (Польша), 2014 DECONDITION. SUKELLAN TUNTEMATTOMIIN SYVYYKSIIN - Force Majeure (Франция), 2014 COLLOQUIO. L'ENTRATA - L'USCITA - Eibon Records (Италия), 2013 KIRLIAN CAMERA. SCHMERZ - Twilight Records (Аргентина), 2007 PSYCHIC TV, MOUSE ON MARS, THE ORB, THE HAFLER TRIO, SCORN, BAD SECTOR, COH, ONEOHTRIX POINT NEVER, ANGEL (SCHNEIDER TM + ILPO VAISANEN), MIKA VAINIO (PAN SONIC), ANDREW LILES (NURSE WITH WOUND), MERZBOW, LUSTMORD, TROUM, MAEROR TRI, RAISON DETRE, PETER ANDERSSON, ATOMINE ELEKTRINE, DEAD VOICES ON AIR, RUSSELL HASWELL, BRUCE GILBERT, RADIAN, LASSE MARHAUG, JAZKAMER, AIDAN BAKER (NADJA), CIRCLE, ORDO ROSARIUS EQUILIBRIO, SONNE HAGAL, VON THRONSTAHL, FORTHCOMING FIRE, EMPUSAE, SYNAPSCAPE, BLACK LUNG, HECQ, TARWATER, ELECTRONICAT, CANDIE HANK, KK NULL, CM VON HAUSSWOLFF, AUBE, RAPOON, HYBRYDS, MACHINEFABRIEK, NECROPHORUS, BOCKSHOLM, HOROLOGIUM, PBK, TELEPHERIQUE, BRUME, ILLUSION OF SAFETY, CONTAGIOUS ORGASM, FRANCISCO LOPEZ, YASUNAO TONE, CINDYTALK, DISSECTING TABLE, LUCIO CAPECE, SIMON WHETHAM, ARTIFICIAL MEMORY TRACE, VESTIGIAL, YAT-KHA, THEODOR BASTARD, PIA FRAUS, CISFINITUM, KOTRA, ZAVOLOKA, STURQEN, ВОЛГА, НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ, ALEXEI BORISOV, ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ (EU), CYCLOTIMIA, REUTOFF, ANTHESTERIA, ШУМЫ РОССИИ, DMT, BARDOSENETICCUBE, PHURPA, VA-TA-GA, MAJDANEK WALTZ, POOSTOSH... ![]() |